Мариус Стефанович Плужников
Для того чтобы описать все сферы успешной деятельности Мариуса Стефановича Плужникова, непременно, нужен научный подход. Подробное изложение представило бы собой, как минимум, диссертационный труд. С другой стороны, многие аспекты его творчества широко известны не только специалистам и не только в нашей стране. Поэтому, мы сочли разумным тезисно изложить основные этапы работы и заслуги Мариуса Стефановича в специальности оториноларингология.
Мариус Стефанович Плужников родился 5 марта 1938 года в Ленинграде. В 1962 году окончил лечебный факультет 1 ЛМИ им. акад. И.П. Павлова и работал в Санкт-Петербургском государственном медицинском университете, пройдя путь от клинического ординатора до заведующего кафедрой, Заслуженного деятеля науки РФ.
С 1964 года – аспирант кафедры оториноларингологии, в 1966 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1967 года по 1972 ассистент, затем с 1972 по 1976 годы – доцент, а с 1976 года – заведующий кафедрой оториноларингологии.
В 1972 году М.С. Плужников защитил докторскую диссертацию на тему: «Клиника и патогенез кохлеарных расстройств антибиотикового происхождения».
Ученик и последователь член-корр. АМН СССР, З. д. н. СССР, профессора В.Ф. Ундрица, М. С. Плужников занимался разработкой фундаментальных вопросов оториноларингологии. Возглавив кафедру оториноларингологии СПбГМУ, Мариус Стефанович создал здесь свою школу. Кафедра стала одним из основных центров развития оториноларингологии в нашей стране.
За период его заведования кафедрой были развиты научные направления ультразвуковой диагностики и хирургии, клинической аудиологии, лазерной хирургии, взаимодействия верхних и нижних дыхательных путей, проведены разработка и внедрение в практику ЛОР -хирургии высокочастотных методов вентиляции легких при общей анестезии, разработка методов лазерного интерстициального разогрева тканей, фотодинамической терапии и т. д. Он создал на кафедре обстановку творческой свободы, в которой каждый имел возможность творить и учиться.
Мариус Стефанович широко внедрил в ринологическую практику контактную лазерную технику, доказав, что при некоторых нозологических формах этот подход является методом выбора. Крайне важно, что у метода имеются исключительно широкие перспективы, многие из которых уже давно предсказаны и определены Мариусом Стефановичем.
Под его руководством защищено 47 кандидатских и 10 докторских диссертаций.
В стенах кафедры и клиники прошли обучение более 100 молодых специалистов. Ученики Мариуса Стефановича работают во многих странах ближнего и дальнего зарубежья, занимая ответственные посты.
М.С. Плужников написал более 450 научных работ, из них 11 монографий и учебников.
В 1998 году Мариус Стефанович был избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук. Он также был действительным членом Лазерной Академии РФ, ряда зарубежных Обществ и Академий, главным редактором «Folia Otorhinolaryhgologiae et Pathologiae Respiratoriae» и членом редколлегий всех отечественных журналов по специальности.
В 1989 году он был избран Председателем Всесоюзного Общества Оторинолариногологов. С 1991 года являлся Президентом Международной Академии Оториноларингологии – Хирургии Головы и Шеи - престижной организации, имеющей в своем составе более 100 выдающихся ученых всего мира. Под его руководством 23 раза проводились международные конференции молодых оториноларингологов. В конференциях участвовали молодые врачи не только России, но и стран Европы и Азии. Прекрасное знание иностранного языка, личное обаяние, замечательные человеческие качества позволили Мариусу Стефановичу объединить ларингологов многих стран и открыли молодым специалистам возможность обучаться в зарубежных клиниках. По признанию иностранных ученых, именно Мариус Стефанович стал тем «мостом» между Западом и Востоком, который позволил это осуществить.
С 1994 по 1996 годы М.С. Плужников был первым Президентом Российского Общества Ринологов.
В 2008 году он был избран Почетным доктором СПбГМУ имени акад. И.П. Павлова.
Мариус Стефанович - талантливый писатель, его рассказы, в том числе, посвященные старейшим сотрудникам нашего университета, являются не только художественными произведениями, но и имеют большое историко-педагогическое значение. Художественные рассказы о хирургии позволяют читателям без медицинских знаний посмотреть на происходящее глазами врача.